История

1941

21 января приказом Кагановича образовано «Строительство № 5 НКПС» с задачей построить метрополитен в Петербурге. Возглавил организацию Иван Георгиевич Зубков, получивший опыт во время сооружения московского метрополитена. Работы по строительству метро в Петербурге были развернуты немедленно. К июню 1941 года было заложено 34 шахтных ствола,  начата проходка 11 штолен, 675 метров подходных тоннелей. Грандиозные планы и надежды прервала война...

С 28 июня по 1 сентября возведены оборонительные сооружения на линии Парголово — Сестрорецк, Перкъярви — Мусла, Луга — Толмачево, Кингисепп — Волосово, Петергоф — Красное Село. Построены тупики для бронепоездов и складов, железнодорожные ветки общей протяженностью 30,5 км, танковая переправа через Неву («Невский плацдарм») и другие оборонительные сооружения. Сооружено 640 дзотов и дотов, отрыто 90 км окопов, создано 55 км противотанковых препятствий.

Летом 1941 года все силы ленинградского метростроя были перекинуты на оборону города, а пройденные шахты законсервированы. В составе Управления военно-восстановительных работ-2 (УВВР-2), куда вошло «Строительство № 5 НКПС», возглавляемое Иваном Георгиевичем Зубковым, под непрерывным обстрелом врага вчерашние метростроители несли огромные потери убитыми и ранеными.

1942

В марте начато строительство портовых сооружений на восточном берегу Ладожского озера: сооружено 3 станции, 8 пирсов, паромная переправа. На Кобонском канале, соединившем Новоладожский канал с Ладожским озером, возведен разводной железнодорожный мост. Тогда же сдан в эксплуатацию причал длиной 117 метров на реке Волхов в Новой Ладоге. На строительстве угольных шахт в Комарово сооружено 12 шахт с годовой производительностью 360 тонн топлива, так необходимого городу.

1943

Строятся свайно-ледовые мосты через Неву, реки Черная, Назия общей протяженностью 33 км. Сооружены мост через Неву у Шлиссельбурга, обходная железнодорожная трасса Левобережная — Междуречье. Продолжено строительство угольных шахт в Комарово.

1944

Восстанавливаются и строятся дороги и станционные сооружения на гдовском, новгородском, волховском, псковском и других направлениях. Вводятся в строй железнодорожные коммуникации вслед за наступающим 3-м Украинским фронтом, сооружаются Карпатские тоннели, ведутся работы в районе Севастополя, порта Каунаc.

1945

Построены вокзалы на станциях Любань, Гатчина, Мга, Волховстрой, Чудово, Малая Вишера, Пушкин, Луга, Раквере и Томсалу в Эстонии, а также порт в Таллине. В Ленинграде подготовлены к работе Пролетарский, Октябрьский, коксогазовый заводы, отремонтировано свыше 500 жилых домов. Построено и восстановлено около 6000 километров линий связи.
И, наконец, метростроители возвращаются на восстановление шахт будущего ленинградского метро.

1946

В 1946 году строительство метрополитена возобновилось. Строительство № 5 НКПС преобразовано в «Ленметрострой». 3 декабря 1946 года организуется первый ленинградский филиал «Метропроекта» — «Ленметропроект». Эту дату официально принято считать днем основания ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс».  

1950

Подведены итоги конкурса на архитектурное оформление станций первой очереди: «Автово», «Кировский завод», «Нарвская», «Балтийская», «Технологический институт», «Пушкинская» и «Площадь Восстания». Ленинградские метростроители совместно с Кировским заводом изготавливают первый проходческий щит для прокладки перегонных тоннелей.

1955

9 ноября по участку первой линии метрополитена от станции «Площадь Восстания» до станции «Автово» прошел пробный поезд. 15 ноября метро открыло двери для ленинградцев. Этот день считается днем основания Ленинградского метрополитена. За подвиг и трудовую доблесть, в связи с пуском 1-й очереди ленинградского метро коллектив «Ленметростроя» награжден высшей наградой СССР — Орденом Ленина.

1956

Стартовали работы по строительству второго участка первой очереди ленинградского метро. В ночь на 15 августа на участке между станциями «Площадь Ленина» и «Чернышевская» началась атака на Ковенский размыв — русло древней реки доледникового периода, которая когда-то была на месте нынешнего Ковенского переулка, давшего название размыву. В конце октября через этот сложный участок был проложен первый перегонный тоннель.

1957

В начале марта досрочно завершена проходка левого перегонного тоннеля под Невой. Правый перегонный тоннель был закончен через 70 дней. Так в первый раз метростроители пересекли Неву.

1958

На Кировско-Выборгской линии появились еще две станции: «Чернышевская» и «Площадь Ленина». Идея соединения подземными дорогами 5 вокзалов (Витебский, Балтийский, Варшавский, Московский и Финляндский) воплотилась в жизнь спустя 17 лет.
На брюссельской выставке ленинградский механизированный щит и макет уникальной кроссплатформенной пересадочной станции колонного типа «Технологический институт» получили гран-при.

1959

В «Ленметрострое» зафиксирована первая скоростная проходка на перегоне между станциями «Электросила» и «Московские ворота»: за 6 месяцев щит преодолел 1300 м. Наивысшая среднесуточная скорость — 18 м.

1960

Завершены проходческие работы на первом участке Московско-Петроградской линии. Началась отделка станций и вестибюлей, монтаж постоянных конструкций. 13 августа введен в действие второй наклонный ход с вестибюлем станции «Площадь Восстания».

1961

29 апреля в Ленинградском метрополитене вступила в строй вторая линия — Московско-Петроградская. В эксплуатацию сдано пять станций: «Технологический институт-2», «Фрунзенская», «Московские ворота», «Электросила» и «Парк Победы».

1963

Строительство Ленинградского метрополитена ведется ударными темпами. 1 июля сданы в эксплуатацию еще четыре станции Московско-Петроградской линии: «Площадь Мира» («Сенная»), «Невский проспект», «Горьковская» и «Петроградская».

1966

В Ленинграде построена первая наземная станция «Дачное» (за ст. «Автово»). В 1977 году станция ликвидирована в связи с неприемлемыми условиями эксплуатации. Продолжение строительства линии решено вести с использованием станций мелкого заложения.

1967

Появляется третья линия Ленинградского метрополитена — Невско-Василеостровская. 3 ноября «Ленметрострой» сдает четыре станции: «Василеостровскую», «Гостиный двор», «Маяковскую» и «Площадь Александра Невского».

1969

Завершено сооружение третьего участка Московско-Петроградской линии протяженностью 1,7 км — от станции «Парк Победы» до введенной в эксплуатацию станции «Московская».

1970

Сдан в эксплуатацию второй участок Невско-Василеостровской линии со станциями «Елизаровская» и «Ломоносовская». На опытном участке впервые пройдены тоннели с тюбинговой железобетонной обделкой, обжатой в породу.

1971

Заложены первые шахты в районе будущих станций «Выборгская», «Лесная», «Площадь Мужества», «Политехническая», «Академическая» — продолжение первой линии в сторону быстро застраивающегося жилыми домами Выборгского района.

1972

3 февраля осуществлена сбойка с выходом тоннеля на поверхность по трассе между станциями «Звездная» и «Купчино». Меньше, чем через год, 25 декабря, введены в строй станции «Звездная» и «Купчино», а также электродепо «Московское». В южные районы города пришло метро. Протяженность участка составила 4,4 км.

1974

8 апреля 1974 года при проходке нижнего тоннеля между строящимися станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» во время бурения разведочной скважины в промороженный забой хлынула вода. Для ликвидации размыва метростроевцы используют метод замораживания с помощью жидкого азота.

1975

22 апреля введены в эксплуатацию две станции Кировско-Выборгской линии: «Выборгская» и «Лесная». К 31 декабря готовы еще три станции: «Площадь Мужества», «Политехническая» и «Академическая». При сооружении перегонных тоннелей применяются щиты нового поколения — КТ-1-5,6, произведенные на Ясиноватском машиностроительном заводе.

1976

На перегоне «Академическая» — «Гражданский проспект» бригадами ТО-3 установлен мировой рекорд скоростной проходки: пройдено 676 погонных метров тоннеля за месяц. Работы велись по методу бригадного подряда. За успехи в скоростном строительстве Ленинградского метрополитена коллектив «Ленметростроя» награжден орденом Октябрьской Революции.

1977

29 сентября вошел в строй пятый участок Кировско-Выборгской линии: от «Ленинского проспекта» до «Проспекта Ветеранов» с двумя одноименными станциями. Строительство участка было непростым: под речкой Красненькой метростроителям пришлось вести тоннели в кессоне.

1978

29 декабря введены в эксплуатацию станции «Гражданский проспект» и «Комсомольская» («Девяткино»). Ленинградский метрополитен становится первым в СССР, выходящим за пределы городских границ (станция «Комсомольская» находится на территории Ленинградской области).

1979

28 сентября вошел в эксплуатацию четвертый участок Невско-Василеостровской линии со станцией «Приморская». В ноябре-декабре на шахте № 316 был поставлен очередной рекорд скоростной проходки: комплексная бригада К. С. Татариновича за месяц соорудила 1070 погонных метров готового тоннеля.

1981

10 июля вступили в строй две станции Невско-Василеостровской линии: «Пролетарская» и «Обухово». На участке между станциями «Черная речка» и «Удельная» ленинградскими метростроителями установлен мировой рекорд по скорости проходки — 1250 метров за 30 дней. Этот рекорд не побит до сегодняшнего дня.

1982

4 ноября сданы в эксплуатацию три станции Московско-Петроградской линии: «Черная речка», «Пионерская» и «Удельная». При строительстве этих станций разработаны и внедрены пространственные армоцементные конструкции.

1984

В декабре сданы в эксплуатацию станция «Рыбацкое» и депо «Невское» на третьем участке строительства Невско-Василеостровской линии. Еще один метровокзал совмещен с железнодорожной станцией, третий по счету.

1985

Появляется четвертая линия Ленинградского метрополитена — Правобережная. 30 декабря в эксплуатацию сданы четыре станции: «Площадь Александра Невского-2», «Новочеркасская», «Ладожская» и «Проспект Большевиков».

1987

На первом участке Правобережной линии введена в эксплуатацию станция «Улица Дыбенко», являющаяся конечной.

1988

19 августа сданы в эксплуатацию станции «Озерки» и «Проспект Просвещения» на пятом пусковом участке Московско-Петроградской линии. В Ленинградском метрополитене действует 51 станция, протяженность подземных магистралей превысила 92 км.

1991

30 декабря введен в эксплуатацию второй участок Правобережной линии от «Площади Александра Невского-2» до «Садовой» со станциями «Лиговский проспект», «Достоевская», «Садовая» протяженностью 4,69 км. Метрополитен передан из Министерства путей сообщения в ведение администрации города.

1995

На участке между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» создается аварийная ситуация. Для ее ликвидации принимается решение о разрыве линии. 2 декабря 1995 г. движение на участке было прекращено. Существующие тоннели затапливаются. История ликвидации второго на этом участке размыва длилась восемь долгих лет.

1997

15 сентября сдан в эксплуатацию участок Правобережной линии «Садовая» — «Спортивная» с двумя новыми станциями «Спортивная» и «Чкаловская». Протяженность нового участка метрополитена составила 4,73 км. Станция «Спортивная» становится единственной в мире односводчатой двухъярусной станцией глубокого заложения.

1999

14 января вводится в эксплуатацию станция «Старая деревня». Через восемь месяцев, 3 сентября, еще одна — «Крестовский остров». Общая протяженность участка составила 4,11 км. Впервые в практике петербургского метростроения все сооружения — и подземная станция, и ее наземный вестибюль — были выполнены в сборном железобетоне.

2001

1 февраля сдано в эксплуатацию электродепо «Выборгское». Сооружение объекта велось ускоренными темпами, чтобы разгрузить депо «Невское», обслуживавшее после размыва сразу две линии.
Для ликвидации размыва между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» принимается решение о строительстве тоннелей-дублеров. Для их проходки закупается тоннелепроходческий комплекс «Виктория».

2004

26 июня восстановлено движение на участке «Лесная» — «Площадь Мужества» Кировско-Выборгской линии. По проекту «Ленметрогипротранса» «Метростроем» было реализовано сложное решение: строительство новых трасс в стороне и на 20 м выше аварийных. 25 мая от станции метро «Лесная» в сторону «Площади Мужества» прошел пробный поезд, которого горожане ждали восемь с половиной лет. Размыв был покорен во второй раз.

2005

В апреле открыт очередной участок Правобережной линии метрополитена — от действующей станции «Старая деревня» до новой станции «Комендантский проспект». Общая протяженность участка составила 2,66 км. Впервые в Петербургском метрополитене для отделки станции «Комендантский проспект» были использованы композитные панели Alpolic.

2006

22 декабря сдана в эксплуатацию конечная станция Московско-Петроградской линии метро — «Парнас». В Петербургском метрополитене стало 60 действующих станций.
Метростроители приступают к строительству нового для себя объекта — Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. В Кронштадте открывается обособленное подразделение по строительству судопропускного сооружения С1 и автодорожного тоннеля.

2007

Для строительства наклонного хода станции «Адмиралтейская», которая с 1997 года эксплуатируется на прогон, «Метрострой» заказывает в Германии тоннелепроходческий механизированный комплекс «Аврора». Начинается реализация первого в мире проекта проходки эскалаторного тоннеля с применением щита.

2008

20 декабря сданы в эксплуатацию три станции Фрунзенского радиуса: «Звенигородская», «Обводный канал» (на проход) и «Волковская». Вестибюли всех трех станций сооружались за счет средств ГЧП (государственно-частного партнерства). Софинансировала строительство зданий вестибюлей компания «Адамант».
В октябре сдан в эксплуатацию главный морской путь Северной столицы — судопропускное сооружение С1 Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.
«Метрострой» становится победителем конкурса на строительство новой АЭС-2 в Сосновом Бору.

2009

7 марта с вводом в эксплуатацию станции «Спасская» на схеме Петербургского метрополитена появляется новая — пятая по счету линия. Участок от станции «Комендантский проспект» до станции «Садовая» входит в состав новой Фрунзенско-Приморской ветки с продолжением до станции «Волковская». Участок от станции «Улица Дыбенко» до новой станции «Спасская» остается в составе четвертой, Правобережной линии.
«Метрострой» становится генеральным подрядчиком по строительству второй сцены Государственного академического Мариинского театра.

2010

30 декабря открывается вестибюль станции «Обводный канал». На проходке эскалаторного тоннеля этой станции была опробована технология с применением ТПМК «Аврора» с грунтопригрузом (серийный номер S-441). После «Обводного канала» щит отправился на станцию «Адмиралтейская».

2011

12 августа премьер-министр России Владимир Путин торжественно открыл движение по автодорожному тоннелю Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Это событие ознаменовало окончание строительства КЗС, которое длилось более 30 лет.
28 декабря сдана в эксплуатацию одна из самых глубоких станций Петербургского метрополитена — «Адмиралтейская».

2012

28 декабря приняли первых пассажиров новые станции второй очереди Фрунзенского радиуса — «Бухарестская» и «Международная». Станции расположены в кварталах массовой жилой застройки Купчино на юге Санкт-Петербурга. Этот участок Фрунзенского радиуса строили около двадцати лет. В 1990-х гг. из-за отсутствия финансирования работы были заморожены. Строительство возобновилось в 2005 г.
22 декабря на второй сцене Государственного академического Мариинского театра проведен первый акустический тест.

2013

В мае завершилось строительство второй сцены Мариинского театра. Площадь нового театра составляет 79 120 кв. м, что делает его одним из крупнейших театральных сооружений в мире. За выполнение колоссальных объемов бетонных работ, завершившихся в сентябре 2012 г., отвечали ЗАО «СМУ-11 Метрострой», ЗАО «Управление-20 Метрострой» и ЗАО «Тоннельный отряд-3». В зоне фойе расположены три уникальные лестницы, смонтированные специалистами Управления механизации.
7 ноября открыт для пассажиров вестибюль станции «Спасская». Эскалаторный тоннель станции стал третьим по счету, пройденным с помощью ТПМК «Аврора».

2014

23 января губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко на площадке будущей станции «Южная» дал старт проходке первого в России двухпутного тоннеля метрополитена, запустив тоннелепроходческий комплекс «Надежда».

2015

27 мая открыт для пассажиров второй вестибюль станции метро «Спортивная». Вестибюль расположен на Васильевском острове, в створе Тучкова моста и соединен со станцией переходным тоннелем под руслом Малой Невы. Впервые переход в Петербургском метрополитене оснащен траволаторами.

11 июня щит «Надежда» завершил проходку первого в России двухпутного тоннеля метрополитена. Менее полутора лет понадобилось метростроителям для сооружения тоннеля диаметром 10,3 м и длиной 3,79 км.

2016

В декабре сдан в эксплуатацию важнейший объект в спортивной структуре города — стадион «Санкт-Петербург», завершение строительства которого было вверено «Метрострою».
Пройден сложнейший участок двухпутного тоннеля между будущими станциями «Беговая» и «Новокрестовская».
На строящейся станции «Проспект Славы» впервые монтируются эскалаторы собственного производства «СМУ-9 Метрострой».
В апреле заключен контракт на строительство Многофункционального музейного центра в Рождествено.

2017

В августе завершена проходка двухпутного тоннеля на участке Невско-Василеостровской линии от строящейся станции «Беговая» до действующей станции «Приморская».
В мае завершены работы по контракту ЛАЭС-2 в Сосновом Бору.
Одновременно ведутся работы по строительству сразу четырех линий метрополитена — Лахтинско-Правобережной, Красносельско-Калининской, Невско-Василеостровской и Фрунзенского радиуса.
«Метрострой» объявлен победителем конкурса на сооружение нового судостроительного комплекса ПАО СЗ «Северная верфь».