Главная страница
Метро /

Станция «Адмиралтейская»

К строительству наклонного хода станции «Адмиралтейская» метростроители приступили в начале 2010 года. Подземный станционный комплекс был построен еще в 1997 году, однако из-за отсутствия выхода на поверхность поезда проезжали эту станцию без остановок. Более 10 лет обсуждался вопрос, в каком месте должен располагаться вестибюль «Адмиралтейской». В результате было принято решение о расселении и сносе здания на углу Кирпичного переулка и Малой Морской улицы, которое к моменту пуска станции было полностью восстановлено с фасадной части.

Сложность работ по сооружению эскалаторного тоннеля «Адмиралтейской» заключалась в крайне неустойчивых грунтах, которые располагались на протяжении практически всей трассы, а также в уплотненной застройке Центрального района Санкт-Петербурга, где каждый дом является памятником архитектуры. Кроме того, перед началом проходческих работ необходимо было обеспечить условия устойчивости самого ТПМК и соблюдение сохранности заданных параметров. Поэтому при подготовке площадки особое внимание было уделено закреплению грунтов по периметру площадки, а также сооружению ограждающих конструкций стартового котлована. Для закрепления грунтов метростроители использовали технологию струйной цементации jet grouting, которая ранее применялась на строительстве «Звенигородской». Кроме этого, методом буросекущих свай была выполнена «стена в грунте» и подготовлено основание под ложе щита. К концу августа 2010 года на площадке был смонтирован и установлен портальный кран, закончены работы по усилению фундаментов домов, находящихся в пятне застройки, а также сооружено свайное поле под фундамент будущего вестибюля.

Монтаж тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) «Аврора», который в декабре 2009 года закончил проходку первого в истории петербургского метростроения тоннеля, сооруженного с применением подобного оборудования — наклонного хода станции «Обводный канал» — начался осенью 2010 г. Первое время строительство велось в две смены (по закону строители не могут вести шумные работы в период с 23 до 7 часов).

В январе 2011 года над строительной площадкой наклонного хода станции метро «Адмиралтейская» раскинулся огромный ярко-синий надувной «шатёр», или, говоря по-научному — пневмо-каркасное сооружение (ПКС). Необходимо было «укрыть» рабочее место проходческого щита для обеспечения непрерывной проходки в три рабочие смены — любая остановка крайне нежелательна и опасна, т. к. в этот момент давление в призабойной зоне изменяется и влечет за собой движение дневной поверхности.

ПКС выполняет сразу несколько важных функций: осуществляет звукоизоляцию, что позволяет метростроителям не нарушать закон и работать по ночам, обеспечивает гидро- и термозащиту строительной площадки. Уже сейчас можно сказать, что эта конструкция себя полностью оправдала. Еще один существенный плюс ПКС — возможность его дальнейшего применения на строительстве других объектов метростроения. Материал, из которого сделан «шатер», имеет гарантию 10 лет, ремонтопригоден и прост в обращении.

Параллельно сооружению наклонного хода на станционном комплексе бригады метростроителей готовили «Адмиралтейскую» к будущему пуску. Так, бригады ЗАО «Семнадцатое управление Метрострой» были заняты на сооружении внутренних конструкций малого наклонного хода, переходного коридора, а также натяжных камер большого и малого эскалаторов. Специалисты ЗАО «СМУ-19 Метрострой» выполняли отделочные работы в станционных тоннелях, облицовывали стены переходных коридоров, производили монтаж мозаичных панно. В это же время ЗАО «СМУ-9 Метрострой» занималось устройством вентиляции и освещения подплатформенных помещений. Позднее специалисты этого предприятия в кратчайшие сроки выполнили монтажные и пусконаладочные работы в самом длинном эскалаторном тоннеле петербургского метрополитена.

28 декабря 2011 года в присутствии вице-премьера РФ Дмитрия Козака, губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, ветеранов адмиралов российского флота и других почетных гостей состоялась торжественная церемония открытия станции.