Главная страница
История Санкт-Петербурга неразрывно связана с поиском путей защиты города от нагонных наводнений. Из-за постоянной угрозы наводнений в семидесятых годах Правительством СССР принято решение о строительстве Комплекса защитных сооружений (КЗС) в Финском заливе.

Петербургские метростроители появились на одной из площадок КЗС в районе Горской в 2006 году. Уже спустя два года, в октябре 2008-го, был сдан в эксплуатацию главный морской путь Северной столицы — судопропускное сооружение С1, на открытии которого присутствовал премьер-министр России Владимир Путин. Еще спустя месяц были завершены работы по засыпке временного 100-метрового морского пути, которым пользовались суда в период строительства С1. С этого момента даже при несведенных затворах С1 уровень воды у Горного института не превысит отметку в 1,7 метра.

В 2008 году метростроители приступили к прокладке не менее сложного и трудоемкого объекта КЗС — шестиполосного автодорожного тоннеля. Тоннель длиной 1961 метр и глубиной 28 метров залегает под плитой основания судопропускного сооружения С1 и является отрезком кольцевой автодороги (КАД). Северная его часть была сооружена еще в 1990-е годы. Получив в 2006 г. этот объект, метростроители первое время проводили в тоннеле, который долго находился в консервации, восстановительные и реконструкционные работы.

Строительство южной части тоннеля началось в августе 2009 года. Главное ее отличие от северной заключается в том, что основанием для тоннеля является не грунт, как было ранее, а мощная плита ростверка, которая, в свою очередь, опирается на сваи. Надземная часть конструкции 717-метровой южного участка тоннеля представляет собой секционную структуру. В контракт вошли 9 рамповых, 2 портальные и 9 тоннельных секций, соединенных между собой деформационными швами, которые расположены через каждые 30–40 метров. Деформационный шов — это сэндвич-панель, состоящая из двух асбоцементных листов, между которыми находится пенопласт. Затем этот сэндвич дополняется специальной резинкой и гидроизоляционным материалом. На последнем этапе шов заливается бетоном. Такая конструкция за счет своей податливости компенсирует возникающие деформации и позволяет сохранять целостность тоннеля.

12 августа 2011 года в присутствии премьер-министра РФ Владимира Путина весь Комплекс защитных сооружений был сдан в эксплуатацию, а в декабре того же года ОАО «Метрострой» стало победителем в тендере на обслуживание и ремонт зданий и сооружений КЗС.