Главная страница

Кто такой маркшейдер?

Маркше́йдер (нем. Markscheider [маркшайдер]; от Mark — «отметка», «граница» + Scheider — «отделитель») 

Современное городское строительство идет по пути активного освоения подземного пространства. Дневной поверхности мегаполисов уже недостаточно, чтобы вместить всю необходимую городам инфраструктуру, поэтому подземное строительство развивается полным ходом. Маркшейдер становится одной из самых востребованных профессий. Это человек, отвечающий за планирование и контроль всех этапов строительства подземных сооружений и разработки горных выработок. Без его участия проложить тоннели метрополитена было бы просто невозможно.

Маркшейдерия как одна из горных наук зародилась в глубокой древности, одновременно с началом добычи из земных недр полезных ископаемых. Ее появление было обусловлено необходимостью измерения и изображения горных выработок рудников. Благодаря сохранившимся до наших дней графическим материалам мы можем судить о способах добычи ископаемых, техническом оснащении, а также орудиях труда, применяемых в те давние времена.

В России маркшейдерское дело появилось в петровские времена. Тогда о метро еще не помышляли, но потребность в разработке недр для поиска полезных ископаемых уже была. В старой табели о рангах для чиновников горного ведомства маркшейдер являлся чином IX класса. Обязанности маркшейдера горного управления были сформулированы в проекте Горнозаводского устава, подготовленного в 1735 году, а первое учебное заведение, занимавшееся подготовкой соответствующих специалистов, — горное училище (ныне Санкт-Петербургский горный университет) — открылось в Санкт-Петербурге в 1773 году и действует по сей день.

Профессия эта непростая, требует глубокого знания сразу нескольких наук: математики, физики, геологии, геодезии, экологии, строительного дела и не только. И, конечно, маркшейдеры — это люди, обладающие особыми личностными качествами: ответственностью, педантичностью, аккуратностью.

В метростроении работа маркшейдера — настоящее искусство. У подземных строителей нет возможности ориентироваться в пространстве: конечная точка, к которой стремится тоннель, скрыта в толще земли. Движение проходки идет так называемым «обратным галсом», а сами представители этой профессии называют себя подземными штурманами.

Обязанность маркшейдера — перенести запланированные для строительства объекты с бумаги на местность, иными словами, определить точное место, где будут вестись работы, спланировать, как именно они будут осуществляться, и постоянно контролировать их ход. Именно этот специалист в ответе за то, чтобы сооружение подземных объектов не приводило к проседанию грунта и разрушению прилегающих к строительству объектов: маркшейдерская наука позволяет заранее просчитать параметры ожидаемых деформаций и избежать критических изменений на дневной поверхности. И чем плотнее застроена территория, где ведутся подземные работы, тем шире становится зона возможной деформации. К примеру, во время сооружения наклонного хода (эскалаторного тоннеля) станции метро «Адмиралтейская» в самом центре Петербурга маркшейдерская служба ОАО «Метрострой» непрерывно отслеживала состояние исторических зданий, находящихся в так называемом пятне застройки, принимая оперативные меры для своевременного укрепления их конструкций и недопущения разрушений исторических зданий. А во время проходки нового участка Невско-Василеостровской линии в зону наблюдения маркшейдеров попало и близлежащее железнодорожное полотно.

Рабочие инструменты маркшейдера — нивелир, тахеометр и гирокомпас. Все эти приборы помогают вести замеры и определять координаты контрольных точек. За сотни лет, которые существует профессия, принципы ее работы не претерпели серьезных изменений, однако появились новые технологии ведения горных выработок, к примеру, механизированная проходка тоннелей. В свою очередь, развитие ИТ-систем позволяет современным представителям маркшейдерского дела вести наблюдение за ходом горных работ удаленно, что обеспечивает практически непрерывный контроль процесса.

Применительно к метростроению большого разнообразия деятельности в этой профессии нет: каждый этап строительства достаточно долог. Если ведется щитовая проходка, значит, на протяжении всего этого времени маркшейдер будет контролировать именно ее. Когда наступает черед укладки пути, он посвящает все свое внимание этому процессу.

В горном деле и, в особенности, в метростроении степень ответственности в работе маркшейдера очень высока: от точности его расчетов напрямую зависит безопасность сотен тысяч пассажиров метрополитена. Такой груз не каждому под силу, потому его работа так высоко ценится.

Кто строит в Петербурге