Новости

Опыт «Метростроя» заинтересовал профессионалов

В конце сентября в Минске состоялся ежегодный научно-технический форум Тоннельной ассоциации России «Тенденции, проблемы и перспективы развития подземного строительства».

Форум, традиционно проводимый ТАР в Москве, уже второй год подряд проходит не в столице России, а в других городах, где подземное строительство также активно развивается. В 2017 году тоннелестроителей принимал Санкт-Петербург, а в 2018 году форум состоялся в столице Белоруссии, городе Минске.

В первый день форума специалисты подземного строительства приняли участие в конференции, на которой прозвучали доклады на тему проектирования и строительства подземных объектов. Минские коллеги подробно рассказали об истории и современности минского метрополитена. Так, например, особое внимание экспертов привлек доклад на тему использования BIM-технологий при проектировании станций 3-й линии метро. Также специалисты обсудили перспективную технологию сооружения станционных комплексов полузакрытым способом под защитой экрана из труб, выполненных методом микротоннелирования. Данное предложение было разработано ОАО «Минскметропроект» для Бакинского метрополитена, но пока так и не было реализовано. Доклад о плюсах и минусах строительства тоннеля на острове Сахалин представили проектировщики из ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс». Тема вызвала бурную дискуссию участников конференции, которые сошлись на том, что строительство тоннеля имеет большое преимущество перед строительством мостовой переправы за счет менее затратной и более энергоэффективной эксплуатации. При этом стоимость строительства моста и тоннеля по предварительным расчетам сопоставимы. Данный доклад лег в основу предложения, которое Тоннельная ассоциация России рекомендовала министерству строительства РФ. Опытом современного зарубежного строительства метрополитена на примере новой кольцевой линии в Париже поделился Хеннинг Йоханнис из ООО «Херренкнехт тоннельсервис». На строительстве этой линии, сооружение которой приурочено к олимпиаде 2024 года, будет применено сразу 23 немецких тоннелепроходческих комплекса, как традиционной конструкции, так и оснащенные новой системой переменной плотности, работающей в режиме грунтопригруза. Данная система позволяет комбинировать конвейерную откатку густого грунта с работой гидротранспорта в условиях тонкой (жидкой) суспензии. Также для проходки валунных зон «Херренкнехт» оборудовал новые ТПМК шнековым конвейером с дробилкой, способной измельчать камни до размера 80 мм.

Представил свой доклад и петербургский «Метрострой», поделившись с коллегами опытом использования первой стволопроходческой машины отечественного производства. Данный опыт был отмечен наградой конкурса ТАР «На лучшее применение передовых технологий при строительстве тоннелей и подземных сооружений».

Изюминкой форумов последних двух лет стали технические экскурсии на объекты подземного строительства. В прошлом году петербургские специалисты продемонстрировали коллегам из других городов, как строится станция «Новокрестовская». В этом же году минчане показали свои объекты, а именно сооружение двух новых станций строящейся третьей линии: станции «Жуковского» и «Юбилейной». Главный инженер УП «Минскметрострой» Аркадий Арутюнян провел подробнейшую экскурсию и ответил на многочисленные вопросы.

Следующий форум пройдет осенью 2019 года в Москве.