Главная страница

40 лет назад установлен мировой рекорд скоростной проходки

40 лет назад ленинградские метростроители установили первый мировой рекорд скоростной проходки тоннелей метро.

В советские годы было распространено такое понятие как социалистическое соревнование. Во всех отраслях экономики люди боролись за лучший результат. Пятилетка за три года, двухсотники, перевыполнение плана – это были не просто слова на страницах газет. Это была настоящая борьба, испытание сил и возможностей людей, станков, машин и механизмов.
В метростроении существовало такое понятие как скоростная проходка. Из года в год, из пятилетку в пятилетку ленинградские проходчики добивались все более быстрых темпов проходки, устанавливали рекорды и сами же их били новыми. В 1958 году бригада Божбова продвинула тоннель на 4 метра за смену. Через несколько месяцев бригада Бакшандеева подняла потолок до 5,9 метра. В 1959-м на строительстве Московско-Петроградской линии СМУ-17 показал результат 308 метров за месяц, в 1964-м Тоннельным отрядом №3 была взята новая высота – 320 метров.
Новый виток рекордов выпал на вторую половину 1970-х. В 1976 на 208 шахте бригада Тихоновича проходит 676 метров. Затем была 410 шахта, проходка Северного коллектора, где бригада Малышева прошла 876 метров в месяц. И вот, на рубеже 1979-1980 годов на участке «Черная речка» - «Петроградская» СМУ-15 преодолевают километровый рубеж, бригада Татариновича устанавливает мировой рекорд - 1070 метров. Но как оказалось, и это не предел. В 1981 году на перегоне «Удельная» - «Черная речка» бригада Лубинского из Тоннельного отряда №3 устанавливает новый, непревзойденный более никем и никогда  рекорд – 1250 метров тоннеля в месяц.
На достижение высоких результатов работал не только Ленметрострой, но и городские заводы и предприятия, вся страна. За успехами следили во всем мире, успехами гордились. Проходчики были настоящими героями, удостаивались государственных наград.
Со временем, конечно, стало понятно, что работать на пределе своих возможностей постоянно невозможно. Достижение мирового рекорда скоростной проходки стало наивысшей точкой, после которой Ленметрострой перешел на более спокойную плановую хозяйственную деятельность. Это было испытание ради испытания, доказательство самим себе того, что так можно. Но слава того времени до сих пор эхом отдается и сегодня. На этот результат равняется, им гордится сегодняшнее поколение метростроителей.

Фото 1
На скоростной проходке, 1979г., шахта 316 (станция «Черная речка»)
Слева-направо:
1.    Власов Николай Иванович, начальник участка СМУ-15 Ленметростроя
2.    Ионов Юрий Васильевич, главный механик СМУ-15 Ленметростроя
3.    Соловьев Юрий Филиппович, секретарь Обкома партии
4.    Татаринович Константин Станиславович, комплексный бригадир СМУ-15 Ленметростроя
5.    Горышин Владимир Всеволодович, главный инженер Ленметростроя
6.    Федоров Георгий Александрович, начальник Ленметростроя
7.    Капустин Владимир Михайлович, секретарь Горкома партии
8.    Бодров Анатолий Петрович, начальник СМУ-15 Ленметростроя

Фото 2
Московский Метрострой на скоростной проходке, 1979г., шахта 316 (ст. «Черная речка»)
Слева-направо:
1-4. Сотрудники Московского Метростроя, неизв
5. Татаринович Константин Станиславович, комплексный бригадир СМУ-15 Ленметростроя
6. Федорова Татьяна Викторовна, зам.начальника Московского Метростроя, Герой Соцтруда
7. Власов Николай Иванович, начальник участка СМУ-15 Ленметростроя
8. Горышин Владимир Всеволодович, главный инженер Ленметростроя

Фото 3
Бригада А.А.Малышева, 1979 год

Фото 4
И.В.Решеткин - один из лучших механизаторов Ленметростроя