Главная страница
Строительство метро /

Щитовая проходка перегонных тоннелей

Проходческие щиты для строительства перегонных тоннелей ленинградского метро стали использовать с 1949 года. Тогда это был так называемый «ленинградский щит», выпущенный на Кировском заводе, а с 1970-х годов применялись Ясиноватские проходческие щиты.

Для проходки перегонных тоннелей, основная часть которых располагается в толще кембрийских глин, «Метрострой» применяет щитовые комплексы с обжатой обделкой диаметром 5,63 м. В 1981 году с помощью одного из таких комплексов производства Ясиноватского машиностроительного завода установлен мировой рекорд по проходке — 1250 метров в месяц.

В конце 1990-х годов, в период восстановления движения на участке между станциями «Лесная» — «Площадь Мужества», петербургские метростроители использовали проходческий комплекс нового поколения — ТПМК «Виктория». С его помощью были сооружены новые перегонные тоннели-дублеры. «Виктория» стала первым в практике петербургского метростроения механизированным щитом с гидропригрузом.

В 2012 году по заказу «Метростроя» на Скуратовском заводе в Туле изготовлен новый щит для прокладки тоннелей диаметром 5,63 м. Данный механизм планируется использовать при строительстве участка Красносельско-Калининской линии, а также на других участках, где проектом заложены однопутные перегонные тоннели диаметром 5,63 м.

В 2013 году «Метрострой» совместно с немецкой компанией Herrenknecht AG разработал беспрецедентный для российского метростроения проходческий механизированный комплекс с грунтопригрузом диаметром 10,6 метра для сооружения двухпутного тоннеля. Первый участок, построенный с помощью этого щита, расположен на Фрунзенском радиусе петербургского метрополитена и соединяет станции «Южная» — «Дунайский проспект» — «Проспект Славы». Благодаря ТПМК была обеспечена щадящая безосадочная проходка как в водоносных грунтах, так и в кембрийских отложениях.

Проходка второго двухпутного тоннеля была завершена в августе 2017 года на участке Невско-Василеостровской линии от строящейся станции «Беговая» (проектное название «Улица Савушкина») до действующей станции «Приморская». Строительство осуществлялось в рамках подготовки транспортной инфраструктуры к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года. В связи со сжатыми сроками строительства Невско-Василеостровской линии ОАО «Метрострой» была разработана новая технологическая схема сооружения двухпутного тоннеля. Сокращение сроков строительства осуществляется за счет параллельного выполнения работ по проходке тоннеля, сооружению вентиляционного перекрытия и жесткого основания, устройству пути, а также за счет переноса всего горного комплекса на промежуточную стройплощадку по мере продвижения ТПМК. Данный способ сооружения двухпутного тоннеля запатентован в Российской Федерации.